22.10.2018
В селе
Мачада сельсовет образован Постановлением Народного Собрания РД
от 27.I2.I996 г. выделив его из состава Гентинского сельсовета Шамильского
района РД.
Селение Мачада - одно из высокогорных селений, который входит в
состав этнического объединения Гидатль. Село имеет богатую историю своего
становления и развития. Название села Мачада произошло от слова «мучIдул», что
означает в дословном переводе «луга». По предположениям, здесь были богатые
пастбища, где паслись коровы и овцы. Об этом нетрудно догадаться и сегодня.
Действительно, пейзаж местности украшают величественные картины леса, полей,
лугов, гор, пастбищ, речек.
Первоначально, т. е. в Х - XII веках, селение располагалось в
местности Соло в нескольких километрах дальше от реки Аварское Койсу, рядом
находился лес. Местность отличалась плодородной почвой и обилием речек. На него
не раз нападали враги, но крепость свою они мужественно отстаивали. Видя, что с
оружием завоевать крепость ему не в силу, враг пошел на хитрость. Чтобы создать
ложное мнение, враги подковали лошадей наоборот, а сами засели в засаду. Судя
по следам, жители решили, что враги ушли, и открыли ворота. Тогда враги
выскочили из засады, напали на них и убили Кабтара.Часть жителей бежали в
Грузию, а оставшаяся часть жителей обосновалась в местности ЧIурда. Это было
место с неочень благоприятными условиями для жизни, за водой надо было далеко
ходить. В настоящее время оно находится в пяти километрах к западу от селения.
Примерно 700 лет назад, из-за плохих условий жизни, люди переселились в Чолода.
Это место находится на возвышенности, откуда вся гидатлинская долина и другие
некоторые села района, видны как на ладони. Большое кладбище свидетельствует о
том, что люди долго, веками жили здесь.Здесь родился, вырос и похоронен первый
шейх — Хiажи-Удурат.
Легенды, предания, а также изображения креста на надмогильных плитах говорят о
том, что раньше до принятия ислама в селении проповедовали христианство.
Распространение ислама в селении связано с именем ХIажи - Удурат - шейха и
перенесением селения Чолода на другое место.
ХIажи - Удурат шейх жил в XV веке. Он был одним из
первых передовых Алимов своего времени, после Абулмуслим - шейха. Историки и
ученые Дагестана хорошо знакомы с его именем. ХIажи-Удурат шейх распространил и
укрепил ислам не только в гидатлинских селах, но и в целом Аваристане. Этому
способствовало его глубокие знания, которые он получил в Мекке, в Аравии, где
учился в течении долгих лет.Как же оказался ХIажи - Удурат шейх в Мекке?Вот что
гласит об этом в предании: чтобы закончить распри между чолодинцами и
грузинами, первые должны были отдать грузинам одного мальчика якобы для
«аманата». Таким образом, мальчик оказался в Грузии, а из Грузии, по велению
Всевышнего, мальчик попал в Мекку. Примерно 550 лет назад, в I460 году
ХIажи-Удурат вернулся на родину, по пути домой у реки, примерно за километр до
селения, ХIажи-Удурат остановился для совершения обеденного намаза. Во время молитвы
к нему подошел человек по имени ГIабдурахIман. Это был сельский староста. Он не
узнал ХIажи-Удурата и спросил, кто он, откуда едет и куда направляется.
ХIажи-Удурат рассказал все о себе.Он говорил о том, что Аллагь един и всемогущ,
что все вокруг и Солнце и Луна, и Земля, и небо, и моря, и реки - создано
Всевышним и все преклоняется ему, и мы обязаны преклоняться и молиться
Всевышнему. ГIабдурахIману очень понравилось все, что делал и о чем говорил
путник, и попросил просветить его теми знаниями, которыми он обладает. Тогда
ХIажи -Удурат научил ГIабдурахIмана произнести слова - шагьадат, что означало
совершение первого обряда принятия ислама. С тех пор это место признают местом
откуда началось принятие мусульманства и исламизации Гидатли, местом, внушающим
чувство почтения и благоговения. Теперь здесь стоит небольшая молитвенная
комната. Благодаря стараниям и усилиям ХIажи-Удурата ислам распространяется не
только в гидатлинских селах, но и за пределами, а сам он стал популярен как
ХIажи-Удурат шейх. Потомки Хаджи -Удурат -шейха и сейчас живут в селении
Мачада. Они составляют тухум «Андиялал».Существует много легенд и преданий о
ХIажи-Удурат шейхе. Умер он в I475 году. Похоронен на кладбище в селении
Чолода. В народе существует поверье, согласно которому в том селении, где
родился и вырос святой человек, то есть человек, посвятивший свою жизнь
интересам мусульманства, обладающий так называемой божественной благодатью, а
после смерти признанный образцом мусульманской жизни и носителем
чудодейственной силы, количество молодых людей не может превышать шестидесяти.
Поэтому жители селения Чолода постепенно стали перебираться на другое место, то
есть на то место, где село в настоящее время располагается. Переселение людей
началось примерно 460 лет назад. Согласно преданиям, здесь живут потомки
выходцев и из других сел: из Хунзаха, Караха, Гъодобери, Мазада.
В начале XVII века в селении Мачада жил
Шейхмухаммад - шейх. В молодости он учился у известных тогда ученых -алимов:
Шабана из Обода и Тайгиба из Харахи. Сохранились книги Шейхмухаммад - шейха.
Шейхмухаммад - шейх остался в истории не только как крупный ученый -алим, но и
как крупный тарикатист. Его домик -мавзолей сохранился на территории кладбища в
селении Мачада. До нас дошли некоторые личные вещи Шейхмухаммад -шейха. Они
сохранены в доме Махмудова Магомеда -потомка Шейхмухаммад -шейха. На надгробной
плите Шейхмухаммад -шейха указана дата его смерти - II06 год по мусульманскому
календарю. Могила Шейхмухаммад-шейха стала зияратом тысячи мусульман со всего
Дагестана. Также существует много преданий и о ХIадис - шейхе, который жил во
второй половине XVII столетии. Современником известного не только в Дагестане,
но и на арабском Востоке ученого -арабиста - Ибрагим -Хаджи Урадинского был
Хадис -шейх из нашего села. Сохранились его рукописи и книги. Хадис - шейх умер
в I770году. В последний путь Хадис -шейха провожал упомянутый выше Ибрагим
–Хаджи Урадинский, который до этого времени 7 лет жил в Аравии и прославился
как крупнейший ученый - алим. Хадис -шейха признали в Дагестане не только как
шейха тарикатиста, но и как крупного ученого -арабиста. Много книг и рукописей
Хадис -шейха хранятся в доме Муртазалиева Магомеда. В I770 -I77I г.г. много
людей умерли в Гидатле от эпидемии чумы. И среди них был Хадис -шейх. В
следующем году умер Ибрагим -Хаджи Урадинский и вместе с ним арабские
проповедники ислама. Их зиярат находится в селении Урада. Хадис -шейх похоронен
в старом кладбище, в селении Мачада. У Хадис -шейха обыкновенная могила, так
как он завещал не строить на его могиле домика.
В начале XIX столетия в селении жил известный алим
Багъужало. Он являлся автором многих работ по арабской грамматике, логике,
астрономии. Умер в I8I3 году.
Современником, другом и соратником великого Имама Шамиля был Магомедамин из
Мачада. Он больше известен под именем Мурадило. Есть предание,
свидетельствующее о том, что Мурадило в молодые годы, вместе с Шамилем, учился
у знаменитого ученого -алима Саида Араканского. В годы национально -
освободительной , антиколониальной и антифеодальной борьбы Мурадило был вместе
с Имамом, в числе его советников. В одно время Мурадило был предводителем
Гидатлинского общества. Часть большой библиотеки Мурадило хранится в доме
Шейхмагомедова Гаджи Ариповича. Эти книги в основном по ибнухIажар
-мусульманскому праву. Есть предания о том, что Имам Шамиль считал Мурадило
большим алимом. Мурадило умер на 5 лет позже (после) Имама Шамиля -I876 году.
Об этом говорит надпись на его надгробной плите. На которой также по-арабски:
«Здесь похоронен сын Мурада -Магомедамин - большой алим».
В начале XX века известным в
Аравии ученым -алимом был Ачурало -дибир. Его считали большим знатоком
шариатского права. Известно, что Ачурало -дибир приобретал знания у многих
алимов Дагестана. Его большая библиотека книг хранится в доме Муртазалиева
Магомеда. Известным ученым -арабистом первой половины XX века в Дагестане был
Шейхмухаммад Араб из селения Мачада. Он родился в I88I году. Его первым
учителем был дедушка по отцовской линии Магомедаминхаджи, который пешком
совершил хадж. У дедушки, к семи годам, Шейхмухаммад в совершенстве выучил
Коран. В последующем, до совершеннолетия, Шейхмухаммад учился у знаменитого
ученого -арабиста из Урады Муслима Афанди. У Муслима Афанди, наряду с другими
исламскими науками, он изучил и астрономию. В дальнейшем Шейхмухаммад продолжал
учебу в селениях: Согратль, Батлаич, Хари -коло и др. В те годы жил знаменитый
и известный на весь Дагестан ученый -арабист Магомед из Хари -коло. У него
Шейхмухаммад учился исламским наукам вместе с будущим народным поэтом Дагестана
-Гамзатом из. Цадасы. В двадцатые годы, по пути в Тлярату Гамзат побывал в
гостях у Шейхмухаммада дома, в селении Мачада. В 20-30 -е годы Шейхмухаммад,
уже сложившийся ученый -алим, работал имамом и мударисом в селениях: Гентаб,
Хучада, Мачада. Его учениками были известные в нашем районе алимы: ИсмагIилил
МухIамад из Урады, ГитиномухIаммад из Келеб, МуртазагIалил МухIаммад из Мачады.
Есть предположение о том, что у ШейхмухIаммада учился в селении Хучада
Меселасул МухIамад Афанди, который был тогда еще молодым. Десятки томов
рукописей хранятся у внука ШейхмухIаммада.
Во второй половине XX века уважаемый в Гидатле и во всем нашем районе алимом
был МуртазагIалил МухIамад из Мачады. Исламские науки изучал у ШейхмухIаммада
Араб. По его словам, в тридцатые годы, он, в тайне от властей, изучал исламские
науки. Несмотря на трудное время для ислама в советский период, он по мере
возможности своих сил пропагандировал исламский образ жизни среди населения
нашего района. Старший сын МуртазагIалил МухIаммада – Дибирасул МухIаммат ,
ныне известный ученый -педагог, который работает в ДНЦ. Как ученый, Дибирасул
МухIаммад работает над исследованием вопросов о роли ислама в истории
Дагестана.
Селение славилось умельцами, хорошими
мастерами, кузнецами, плотниками, строителями. Доказательством тому является
ныне действующая мечеть с минаретом. По сохранившимся рукописям, строили
минарет Панжи МухIамад и сыновья: Месело, Махмуд, Гаджи и Ахмед.
Мачадинцы приняли участие в I - Мировой войне. Муртазали Араб был офицером
царской армии. Из небольшого селения вышли одиннадцать красных партизан.
В годы Великой Отечественной войны на защиту Отечества встали 55 мачадинцев. Из
них не вернулись 32 человека..
В 60 - е годы колхоз селения Мачада считался одним из самых передовых хозяйств
района. В разные времена председателями колхоза работали КIодохIажи,
МахIмутIило и другие. В то время все труженики села входили в колхоз и работали
на его благо и развитие.
В I932 г. в селении
впервые была открыта начальная школа, в I94I г. она была преобразована в
семилетнюю. В I976 году в селении открывается средняя школа. Мачадинцы с
глубоким уважением называют имена русских учителей, а также учителей из других
сел, обучавших и воспитавших их детей: Хирамагомеда из Урада, Магомедова Алхаса
из Гента, Расулов Арсланали из Гоор, Мирзал Расула из Телетли, а особенно
Гитинова Магомеда и Халидова Иса из Урада, которые в течение долгих лет
руководили школой. Они заслуживают много теплых и хороших слов. В I968 - 70
годах в селении для школы построили новое здание, провели воду. С I977 года
функционирует интернат. Всем этим руководит с I968 года умелый организатор,
заслуженный учитель РФ Ибрагим Гаджиев. Он не только опытный руководитель, но и
мусульманин высокой нравственности.В школе работают учителя высшей категории,
Хираев Магомед Гасанович и другие опытные учителя.
Школа по всем показателям всегда была в числе лучших школ республики. В течение
ряда лет школа принимает участие в Всероссийском конкурсе «Школа года Росси» и
стала пятикратным победителем конкурса, а директор удостоен высокого звания
«Директор года».
В селении функционирует детсад, СДК, библиотека имеется и филиал концерна КЭМЗ
гор. Кизляра.
Дата создания: 20.11.2018
Дата обновления: 28.12.2018
Дата публикации: 22.10.2018